Догнать Стрелка Грандиозный успех S.Т.А.L.К.Е.R. (по разным данным во всем мире продано свыше миллиона копий) предсказать не брался никто. Еще полгода назад поклонники игры с удовольствием делили на форумах машину Антона Большакова, которую он пообещал отдать фанатам, если проект не увидит свет в марте,
Поэтому когда во время нашего визита в офис GSC Антон говорит, что следующий проект в мире S.Т.А.L.К.Е.R. появится весной 2008 г., его словам веришь. К тому же на сей раз мы видим не просто набор скетчей и уровни в редакторе: на экране заметно похорошевшая и способная дать фору некоторым свежим шутерам великая отечественная игра. Новый эпизод.
СЦЕНАРИЙ
Сергей Григорович довольно давно рассказывал о планах выпустить в первую очередь именно приквел. Не все в S.Т.А.L.К.Е.R. удалось объяснить, не все сюжетные линии очевидны. Вот, например, главный герой предыдущей части Стрелок ходил в центр Зоны трижды. В третий раз мы принимали в этом непосредственное участие и знаем, что первые два посещения радикально изменили окрестности Чернобыля. Разве вам не интересно узнать, чем закончились предыдущие его попытки?
В приквеле новый герой – мы играем за нанятого группировкой «Чистое небо» сталкера. Знатоки наверняка удивятся - не было такой в S.Т.А.L.К.Е.R. Да, не было, и тому есть объяснение, которое вы узнаете в следующей части игры. Основатели «Чистого неба» - это одни из тех, кто, собственно, создал Зону, и после того как она изменила мир, они продолжали внимательно ее изучать. И тут появляется наш старый знакомый Стрелок, во второй раз намеревающийся пробраться к ее центру.Предыдущая его попытка существенно изменила как ландшафт, так и людей и монстров, населяющих Зону, и у «Чистого неба» есть уверенность, что после очередного вмешательства Стрелка небольшой мир Зоны может попросту погибнуть, - его действия влияют на всех, кто находится внутри Зоны. В то же время наш герой регулярно испытывает пси-давление со стороны Зоны, которое постепенно убивает его, каждый выброс Зоны «выжигает» его нервную систему. Остановить Стрелка или умереть - не такой уж сложный выбор.
ВОЙНА ГРУППИРОВОК
Как и в оригинальном S.Т.А.L.К.Е.R., в «Чистом небе» имеется любимая игроками система симуляции жизни А-Life. На этот раз ее заметно усовершенствовали и наделили NРС большей свободой. Скажем, сталкеры способны использовать динамические укрытия, например прятаться за ящиками, которые раскидало взрывом. Нейтральные или дружественные сталкеры станут сами обращаться к игроку, вероятно, предлагать помощь, И торговать можно будет практически с любым из них.
Часть игры проходит на фоне конфликта восьми группировок сталкеров, в котором мы принимаем участие, либо присоединившись к одной из них (кроме военных, конечно), либо действуя в одиночку.
О противостоянии фракций стоит рассказать поподробнее, ведь это важная составляющая проекта (впрочем, разработчики говорят, что поклонники сюжета смогут избежать его, если будут достаточно внимательны). Каждая сторона обладает своей базой и контролирует некоторое количество ключевых точек: места сбора артефактов, лаборатории, дороги, переходы между локациями. Группы сталкеров регулярно отправляются за свежим хабаром. При желании вы сможете за ними проследить и увидеть, где они добывают товар на продажу. Деньги очень важны - ведь чем богаче фракция, тем больше солдат она может нанять. И нельзя забывать о научных зонах, контроль над которыми позволяет получить лучшее вооружение.
Естественно, бойцы каждой из группировок совершают регулярные вылазки на территорию противника, стараясь отбить у врага какой-нибудь источник прибыли. До вашего появления их силы находятся в хрупком равновесии, и победить ни одна из фракций не в состоянии. Вы не обязаны вмешиваться или присоединяться к конфликтующим сторонам: можно партизанить, намеренно ослабляя любую из группировок, а можно искать альтернативный путь в закрытый город Лиманск, доступ к которому контролируют эти банды.
Вообще, война фракций очень сильно напоминает эдакий матч в Ваttlefield, но умноженный на десять. Много соперников, много участников, много ключевых точек. Мы, в Gamерlау, не уверены, что подобное понравится всем гейме-
рам, но, как я уже писал выше, существует возможность пропустить эту часть игры. По утверждению разработчиков, сюжетное прохождение займет около 15 часов, плюс от 15 до 20 часов надо потратить на упомянутую выше войну.
ГРАФИКА
«Чистое небо» создано на движке S.Т.А.L.К.Е.R. и использует некоторые уровни из оригинальной игры. Но выглядит при этом гораздо красивее, особенно в новых локациях. Прошедшие с момента релиза несколько месяцев разработчики трудились над детализацией многих объектов в игре, улучшили текстуры и карты отражений.
Кроме того, S.Т.А.L.К.Е.R. стал еще более атмосферным. Предыдущая часть иногда дарила нам картинки удивительной красоты: закатом солнца над Припятью, уверен, любовался каждый. В новом эпизоде каждый кадр продуман до мелочей, и в сюжетных миссиях хочется остановиться и полюбоваться окружением – настолько здорово все выглядит.
Дизайн некоторых уровней игры явно навеян Gears of War, в частности заброшенного санатория. Бои в поросшем виноградной лозой разрушенном Лиманске напоминают Саll of Duty, а невероятный Рыжий лес как будто взят прямиком из World of War Craft. Причем игра не смотрится сборной солянкой стилей и жанров - это все тот же S.Т.А.L.К.Е.R, который мы знаем и любим. Просто красивее.
С технологической точки зрения движок заметно улучшился. В первую очередь его значительно оптимизировали, так что приквел будет менее требовательным к ресурсам, чем оригинал. Добавилась поддержка ряда новых фишек: parallax bump, soft particles, motion blur, eye adaptation effect и т. д.
Нам сообщили, что программисты GSC работают над внедрением DirectХ 10, но Антон Большаков сразу уточнил: если эта поддержка не будет поспевать в срок, то игру выпустят, как и первый эпизод, в DirectХ 8 и DirectХ 9, а новую render-часть оставят для следующих проектов.
БОЛЬШЕ ВСЕГО
Как и в любом порядочном продолжении, в «Чистом небе» нас ждет масса новшеств. По части оружия - еще шесть видов (от пистолетов и до ручного пулемета РКМ). Причем механика апгрейда снаряжения изменится: обычные стволы улучшать будет нельзя, а вот редкие хорошо модифицируются. Но за ними еще нужно побегать, а потом холить и лелеять (ремонтировать и пристреливать). Разработчики хотят, чтобы игрок дорожил своим оружием и не выбрасывал его, как в предыдущей части, после получения нового. Появится возможность держать в руках два предмета, например детектор и пистолет. Стрельбы из пары стволов в духе фильмов Джона Ву скорее всего не будет.
Естественно, добавятся новые типы монстров. Ведь в этот раз в центр Зоны мы будем пробираться под землей (уникальный шлем Стрелка, к сожалению, нам не достанется), а там живет немало хищных тварей. Разработчики хотят сделать их более опасными, чем противники из S.Т.А.L.К.Е.R. - чудовища будут обладать пси-способностями, научатся левитировать и телепортироваться.
Не обойдется и без новых аномалий и артефактов, которые возникают при каждом выбросе Зоны. Самые опасные и редкие из них окажутся невидимыми, так что обнаружить их можно будет только с помощью детектора. А в мультиплеере разрешат управлять техникой.
ИТОГ
Приквел S.Т.А.L.К.Е.R, несомненно, станет интересным проектом. Новый графический дизайн, улучшенный движок, сильный сюжет понравятся тем, кто по достоинству оценил первую часть. Но кардинальных изменений не ждите - в отличие от революционного оригинала в «Чистом небе» нас ждет в принципе все тот же геймплей с небольшими нововведениями в игровой механике.